Главная
Статьи





09.10.2022


09.10.2022


09.10.2022


09.10.2022


08.10.2022






Эдельфельт, Альберт

06.10.2022

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt; 21 июля 1854, Борго, Великое княжество Финляндское — 18 августа 1905, Борго, Великое княжество Финляндское) — финский живописец, график шведского происхождения. Видный представитель «золотого века» финского искусства периода 1880—1910 годов. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели.

Биография

Альберт Эдельфельт родился 21 июля 1854 года в окрестностях Борго (Порвоо). Его отец, Карл Эдельфельт, был архитектором.

С 1869 по 1871 годы занимался в Школе рисунка Союза финских художников в Гельсингфорсе у Берндта Линдхольма и Бернхарда Рейнхольда. С 1871 по 1873 годы учился в Гельсингфорсском университете, а с 1872 по 1873 года — в Академии художеств Антверпена. В 1873 году учился в частной Академии Адольфа фон Беккера. В 1874 году брал уроки у Ж. Л. Жерома в Париже.

Неоднократно путешествовал в Италию и Францию, был в Англии (1878), Испании (1881), Швеции, Дании и России.

Этого художника можно смело причислить не только к крупным живописцам Финляндии, но и Европы. ‹…› Первая его картина, выставленная сперва во Франции, а затем в Петербурге — «Королева Бланка», сразу обратила на себя внимание публики. Следующая картина «Герцог Карл над трупом Класа Флеминга» (1878) упрочила его известность. ‹…› Эдельфельд создал ряд превосходных финских жанров, пример «Обедня в финляндских шхерах». Типы финского народа схватываются художником с очаровательной эпической простотой. ‹…› Эдельфельд с начала 1890-х годов принялся за изображение евангельских сюжетов в национальной финской обстановке: он придаёт Марии Магдалине характер простой крестьянской девушки из Карелии, а Христу, стоящему перед ней — тип финского пастуха, в простых лаптях. Вся сцена покаяния Магдалины окружена серебристо-голубоватой дымкой побережья Сайменского озера с жиденьким березняком по окраинам мшистых берегов. Как пандан этой картины можно назвать «Рождество Христово», где Богоматерь помещена в убогую финскую лачугу и одета в национальный костюм. Эдельфельд — превосходный портретист. Особенно хорош портрет Пастера, изображающий его работающим в своей лаборатории.

В 1877 году Санкт-Петербургская академия художеств признала его своим почетным общником, а в 1886 году дала ему звание академика, за картину «Похороны Ребёнка». Действительный член Императорской Академии художеств (1895).

Выставлялся с 1872 года. Принадлежал к реалистическому направлению, испытывал влияние импрессионизма. Писал историческо-бытовые картины, сцены из финской народной жизни, портреты и пейзажи. Среди его работ монументальные исторические полотна («Шведский король Карл оскорбляет труп своего врага штатгальтера Флемминга в 1537 году», 1878, «Марш Бьернеборгского полка», 1892), картины на бытовые темы («Бабы из Руоколахти», 1887; «Прачки», 1893), портреты («Л. Пастер», 1885) и пейзажи («Сосны», 1898).

Скончался от сердечной недостаточности 18 августа 1905 года в Борго.

Память

В городе Порвоо в Старой ратуше создан музей художника.

Галерея

  • Картины кисти Альберта Эдельфельта
  • Королева Бланка

  • Король Карл IX и Эбба Стенбок у гроба Класа Флеминга

  • Покаяние Марии Магдалины

  • Женщины из Руоколахти

  • Портреты кисти Альберта Эдельфельта
  • Портрет Луи Пастера

  • Портрет оперной певицы Айно Акте

  • Портрет племянников императора Александра III

  • Портрет сестры художника — Берты

  • Портрет девушки