Главная
Статьи





09.10.2022


09.10.2022


09.10.2022


09.10.2022


08.10.2022






Графф, Доротея Мария

16.08.2022

Доротея Мария Генриетта Графф (нидерл. Dorothea Maria Henriette Graff), также известная под фамилией матери, как Доротея Мария Мериан (нидерл. Dorothea Maria Merian; 2 мая 1678, Нюрнберг, Священная Римская империя — 5 мая 1743, Санкт-Петербург, Российская империя) — нидерландская и российская художница немецкого происхождения, представительница «Золотого века» нидерландской живописи, дизайнер и иллюстратор.

Биография

Кайман и коралловая змея (ок. 1705). Ранее приписывалась Анне Марии Сибилле Мериан

Доротея Мария родилась в Нюрнберге 2 февраля 1678 года. Она была младшей дочерью художника Иоганна Андреаса Граффа (1637—1701) и художницы Анны Марии Сибиллы Мериан (1647—1717) и сестрой художницы Йоханны Хелены (1668—1723). Искусству живописи обеих дочерей обучила мать.

В 1681 году мать с дочерьми вернулась во Франкфурт к своей пожилой матери, похоронившей мужа, художника Якоба Марреля. Позднее к семье присоединился и отец. Но в 1686 году мать снова покинула его и переехала с дочерьми в общину протестантов-лабадистов во Вьюверте во Фрисландии. После бесплодных попыток примирения, отец вернулся в Нюрнберг. В 1691 году, после упразднения общины, Доротея Мария, вместе с бабушкой, матерью и сестрой переехала в Амстердам.

Здесь Доротея Мария, вместе с сестрой Йоханной Хеленой, работала в студии матери, Анны Марии Сибиллы Мериан. Художницы рисовали растения, птиц и насекомых. Ими были созданы превосходные акварели для «Гусечной книги», в которой мотыльки и бабочки изображены на всех этапах их развития, от личинки до гусеницы и, наконец, бабочки. В 1699 году она сопровождала мать Нидерландскую Гвиану, откуда они вернулись в Амстердам в сентябре 1701 года.

2 декабря 1701 года Доротея Мария вышла замуж за хирурга из Гейдельберга, Филипа Хендрикса. Они переехала к её матери, где продолжили торговать работами Анны Марии Сибиллы Мериан. У супругов родился единственный ребёнок, который умер в младенчестве. В 1711 году её старшая сестра, художница Йоханна Хелена переехала с мужем в Нидерландскую Гвиану. В том же году Доротея Мария овдовела и взяла себе фамилию матери, известной художницы, вероятно из-за коммерческих интересов. В 1713 году мать и дочь опубликовали первый том «Гусеничной книги», в 1714 году — второй том. Хотя в качестве автора издания упоминается только Анна Мария Сибилла Мериан, обе её дочери также работали над книгой. В 1714 году у матери Доротеи Марии случился инсульт, который частично парализовал её. По этой причине в Амстердам вернулась Йоханна Хелена, до этого работавшая в Нидерландской Гвиане над акварелями для третьего тома «Гусеничной книги».

В 1715 году Доротея Мария вышла замуж во второй раз за швейцарского художника Георга Гзеля, который жил и работал в Амстердаме с 1704 года. Он имел пять дочерей от первого брака, одной из которых была Катарина Гзель, жена математика Леонарда Эйлера. Во втором браке у Доротеи Марии родились один сын и три дочери. Йоханна Хелена вернулась в Нидерландскую Гвиану, откуда продолжила снабжать свою сестру акварелями с изображениями местных флоры и фауны.

После смерти матери в январе 1717 года, Доротея Мария издала третий том «Гусеничной книги». Работы из её мастерской были приобретены коллекционерами Захарией Конрадом фон Уффенбахом, Питером Тейлором ван дер Хюлстом и Робертом Эрскином. По приглашению русского царя, Петра Алексеевича, бывшего в республике Соединённых провинций в 1716—1717 годах, Доротея Мария и её муж прибыли в Российскую империю. В октябре 1717 года Георг Гзелль получил место придворного художника в Санкт-Петербурге, а Доротея Мария Мериан стала преподавателем в Петербургской академии наук и куратором коллекции естественной истории в Кунсткамере, в собрание которой входили её собственные работы. В 1736 году она вернулась в Амстердам, чтобы приобрести работы своей матери для музейной коллекции. Она умерла в Санкт-Петербурге 5 мая 1743 года. По свидетельству российского искусствоведа Андрея Ивановича Сомова, Доротея Мария была одним из первых пропагандистов европейской живописи в Российской империи.