Главная
Статьи





09.10.2022


09.10.2022


09.10.2022


09.10.2022


08.10.2022






Грязе-Царицынская железная дорога

15.05.2022

Грязе-Царицынская железная дорога — железная дорога в Российской империи. Построена для обеспечения железнодорожного сообщения центра страны с югом.

История

Концессия на первый участок — от города Грязи, где соединялись линии Орловско-Грязинской и Козловско-Воронежской железных дорог, до Борисоглебска (Грязе-Борисоглебская железная дорога), длиной 199 вёрст (212,3 км), выдана 21 марта 1868 года Борисоглебскому земству. Строительство дороги было начато в 1868 году. Движение открыто 4 декабря 1869 года. В строительстве принимал участие Пётр Ионович Губонин. Дорога являлась второй в крае.

20 июня 1869 года утверждена концессия на Грязе-Царицынскую железную дорогу и технические условия второго участка от Борисоглебска до Царицына. В 1870 году утвержден устав «Общества Грязе-Царицынской железной дороги Борисоглебского земства». В 1871 году дополнением к уставу обществу разрешено строительство Урюпинской ветви от станции Алексиково.

В 1871 году открыто движение на участке от станции Филоново до Царицына и по соединительной ветви между Грязе-Царицынской ж. д. и Волго-Донской ж. д. 17 декабря открыто движение на железнодорожной ветви от станции Алексиково до Урюпинской станицы. Участок от Борисоглебска до Царицына длиной 367 вёрст (391,5 км). Ветвь в Урюпино длиной 33 вёрст (35,2 км) построена на территории Области Войска Донского.

Линия от Грязей до Царицына составляет продолжение большой линии Рига — Царицын, соединяющей балтийское поморье с берегами нижней Волги.

В 1878 году присоединена бывшая Волго-Донская железная дорога (74 вёрст, 78,9 км), между городом Царицын на Волге и Калачом на Дону.

В 1893 году дорога вошла в состав дорог общества «Юго-Восточные железные дороги».

Станции

  • Алексиково (Новониколаевская)
  • Царицын (Царицын)
  • Царицын-Тихорецкая (Царицын)
  • Арчеда (Фролово)

Экономика

Помимо хлебных грузов, первые два участка Грязе—Царицынской железной дороги имели ещё два значимых вида грузов, которые играли на них большую чем на какой-либо другой русской железной дороге роль: рыба и нефть.

Высокий грузопоток рыбы обусловлен тем, что Царицын — ближайший железнодорожный пункт к низовьям Волги и Урала с их громадными рыбными ловлями, а перевозка нефти приняла большие размеры с того времени, как были введены в строй суда— и вагоны-цистерны. В Царицыне нефть перекачивается с волжских барок в вагоны-цистерны и идет во всю среднюю Россию к югу от Москвы, в Западный край и прибалтийские губернии.

Довольно важный груз также — соль.

По 3-му участку главные грузы идут от Волги к Дону, и самый важный из них — лес в разных видах. Благодаря перевозке в область Дона Царицынская лесная пристань — самая большая на Волге. Волок между Волгой и Доном так узок, что торговое движение установилось здесь давно; но до конца 1850-х годов товары обыкновенно перевозились от посада Дубовки на Волге в Качалинскую станицу на Дону. Впоследствии была построена железноконная дорога между этими двумя пунктами, в конце 1850-х годов замененная паровой железной дорогой между Царицыном и Калачом. Лет 10 после постройки она давала мало дохода, и большая часть грузов между Доном и Волгой по-прежнему перевозилась на воловьих фурах. В настоящее время условия изменились к выгоде дороги, и почти все грузы перевозятся ею. Лес с Волги идет, кроме третьего участка, и на второй, а отчасти даже на первый, так как вся дорога проходит по местности, очень бедной лесом.

На Грязе—Царицынской железной дороге преобладала перевозка грузов малой скорости и, несмотря на довольно дешевые тарифы, выручка с пассажиров составляла чуть более 7 % выручки с грузов малой скорости, тогда как, например, на Двинско-Витебской железной дороги выручка с пассажиров составляет 20 % выручки с товаров малой скорости.

Грязе—Царицынская железная дорога способствовала расширению хлебопашества в степях. Выручка её сильно колебалась в зависимости от урожая и требования хлеба за границу. Неурожай 1891 года вызвал даже движение хлеба в обратную сторону — Грязей к Царицыну; то же самое явление было после неурожая 1880 года.

Грузооборот

Быстро возрастают нефтяные грузы, остальные почти не растут, а последние 3 товара подвержены большим колебаниям.